Дистанционное обучение. Кейс №1 БАНК STANDARD CHARTERED BANK (SCB)

Роман BloggerЗанимаюсь профессиональным поиском интересных фактов 13 октября 2015 в 22:57
Поделись с друзьями

Последнее время стал замечать, что в сети присутствует очень мало классных кейсов, точнее их настолько мало, что можно сказать - практически нет, про обучение, особенно дистанционное обучение!

 

Сегодня блок посвящен ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ! 

Если покопаться в истории, то подобное обучение называли еще: асинхронным обучением, заочными курсами, флекс-обучением (flexistudy), гибкое обучение, открытое обучение, обучение по переписке, запрограммированное обучение.

1) Изначально это были учебные курсы по переписке, то есть без учебного класса. История данной технологии (сначала она существовала в виде личной переписки) насчитывает несколько столетий. Школы по переписке были очень популярны в Великобритании и США в XIX веке и сохранились до сих пор. Сегодня данное обучение принято называть "дистанционное обучение" - так как связь возможна с помощью других средств. 

2) Запрограммированное обучение - предшествовало интерактивным учебным пособиям и сейчас этот термин практически не используется. Но сама концепция - сохранилась, ее суть в самостоятельном выполнении учащимися определенной программы, которая представляет собой изучение учебных пособий или прохождение компьютерного тренинга.

3) Обучение "В эфире"

Революция открытого обучения произошла в Великобритании в 60-х годах, и с тех пор страна прочно удерживает позиции мирового лидерства в технологии обучения "в эфире". Именно здесь впервые возник "Открытый колледж", а также самый лучший в мире на сегодняшний день"Открытый университет". Но был и минус, такое обучение не передавало интерактивности, и хотя была большая рекламная поддержка на ТВ, но учебные программы не получили большого распространения(((.

Идея не была потеряна, данный тип обучения (дистанционное обучение) активнее всего стало развиваться в тех странах, где люди живут далеко друг от друга, например в Северной Америке и в Австралии. 

СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ. Когда-то для корпоративного обучения и развития тренерам было достаточно использовать всего несколько основных инструментов - технологий аудиторного (очного) обучения (об этом в следующей статье). Однако такое положение вещей изменилось благодаря, во-первых, кардинальному изменению взглядов на дистанционное обучение в последние 40 лет, а во-вторых, развитию технологий коммуникации и передачи информации. Последнее, кстати, привело к появлению электронного обучения (см. в ближайших выпусках статей).

 

Так в чем же разница между данными типами обучния?

1 - дистанционное - эффективнее прежде всего там, где акцент делается на теорию, хорошо подходит для создания теоретической базы и подготовкой к тренировке навыка.

2 - очное обучение - позволяет учиться в учебном классе и на рабочем месте с преподавателем. Хорошо подходит для проработки навыка, но это всегда определенно-заданное время, которое иногда трудно спланировать.

 

НО, есть альтернатива - ее называют "смешенным" обучением или "открытым", или "гибким".

В чем СУТЬ: важно, что тебе не надо присутствовать в определенном месте и в определенное время для того чтобы прослушать 60% теории, а потом заняться выполнением практических кейсов.

"Гибкое" обучение дает возможность сочетания методов дистанционного обучения с любыми другими методами, позволяющими сделать обучение более интерактивным (например, самостоятельное обучение, дистанционное обучение, очное обучение в группе или индивидуальное обучение с преподавателем, тренером, коучем).

Гибкость обучения предоставляет возможность учиться в любое время, в любом месте и в любом темпе, которые удобны для вас. Такой вид обучения является на сегодняшний день одним из самых удобных и эффективных.

Такое обучение сейчас широко применяется в действительно современных "Корпоративных университетах".

 

КЕЙС от STANDARD CHARTERED BANK (SCB)

STANDARD CHARTERED BANK (SCB) возник еще в серидине XIX столетия в виде небольших банковских учреждений в Индии, Китае, Австралии и Южной Африке. В нынешней форме банк существует с 1969 года. Основные виды деятельности - банковский сервис для потребителей, обслуживание счетов корпораций, учреждений и другие финансовые услуги. В более чем 740 отделениях банка, расположенных в более 50 странах мира (наибольшее количество - в Гонконге, Сингапуре и Малайзии) работают более 33 тыс. человек.

 

НАЧАЛО

В 1998 году SCB ввел международную программу обучения лидеров, направленную на развитие навыков менеджмента нынешних и будущих лидеров банка. Целевая аудитория -  менеджеры, демонстрирующие высокий управленческий потенциал. В программе участвуют менеджеры всех уровней (но не высшее звено руководства) и из разных стран. Личную поддержку преподавателей можно получить в любой стране, и, хотя программа читается по-английски, некоторые ее фрагменты переводятся для тех, чей родной язык не английский.

 

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ

Программа создана по модели дистанционного обучения с поддерживающими семинарами в разных регионах мира. Подобный подход выбран потому, что у менеджеров не хватает времени для посещения занятий традиционного курса. Кроме того, необходимо было самостоятельное обучение, которое предполагало брать на себя ответственность за его прохождение.В результате данная программа обеспечила целостность обучения в международном масштабе и оказалась довольно рентабельной.

SCB провел тендер среди компаний поставщиков, которые могли бы разработать эффективные обучающие материалы и обеспечить целостную программу дистанционного обучения.

 

От программы также требовалось соответствие основным компетенциям банка:

- стратегическое видение

- управление целями

- управление рисками

- командная ориентация и управление людьми

- понимание разных культур

- создание сети лояльных контактов

- внедрение изменений

- ориентация на клиентов

- управление информационными системами

 

Таким образом была создана двухуровневая программа дистанционного обучения.

Первый уровень соответствует дискретному уровню компетенций SCB (уровень 3), после его окончания выдается сертификат по менеджменту.

Второй уровень соответствет основным компетенциям SCB (уровень 4) и после него выдается диплом.

 

В каждом уровне 6 модулей. Вот модули сертифицированной программы:

- "вы и бизнес"

- "управление информацией"

- "создание сетей личных контактов и отношений"

 - "управление целями и рисками"

-  "совершенствование командной работы"

- "центрирование на клиентах"

 

Некоторые менеджеры осваивают только один модуль, но большинство продолжает учиться и заканчивает всю программу. По каждому модулю есть учебное пособие для самостоятельного изучения. 

 

Сам процесс обучения предполагает дистанционное обучение по телефону (иногда по электронной почте), а также посещение однодневного семинара. Результаты каждого модуля оцениваются с помощью письменного отчета о выполнении задания связанного с работой менеджера. Это может быть исследование определенных аспектов своей работы, возможностей для измерений и рекомендаций для совершенствования методов работы.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

6-8 часов в неделю менеджеры работают с учебными пособиями, где описаны лучшие практики и лучшие компании мира и связанные с секторм финансовых услуг и работающие в других сферах.

 

В программе множество полезных возможностей:

- действует сеть неформальных учебных групп

- есть сеть преподавателей, которые являются менеджерами, закончившими программу.

Разработаны учебные пособия, где рассматриваются ситуации, которые могут случиться в практике обучающегося.

Перед началом программы проводится обязательный двухдневный вводный семинар, посвященный ориентации в программе, объяснению ее содержания и особенностей. По окончанию программы проводится итоговая оценка уровня развития компетенций.

 

ОБЗОР ПРОГРАММЫ

Общие инвестиции в программу довольно существенны:

- ее стоимость около 4 тыс. долларов на каждого менеджера

- в нее уже инвестировано несколько миллионов долларов.

Но банк считает такие инвестиции удачными. Благодаря программе менеджеры не только демонстрируют нужное поведение, но и:

- показывают высокий уровень качества услуг

- несут ответственность за свои действия

- могут выбирать правильные пути решения в нестандартных ситуациях, что напрямую отражается на финансовых показателях банка.

 

Руководитель подразделения международного обучения и развития (Гонконг) считает, что "часто тренинги - это пустая трата средств", но убежден в эффективности этой программы дистанционного обучения, которую называет "лучшей из всех учебных программ банка".